On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Солнышкина


Сообщение: 93
Зарегистрирован: 19.10.10
Репутация: 0

Награды: :medal10::medal06:
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.10.10 09:44. Заголовок: ПСИХОЛОГИЯ.


Здесь говорим о психологических проблемах наших детей, связанных с гимнастикой и не только.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 38 , стр: 1 2 All [только новые]


Солнышкина


Сообщение: 142
Зарегистрирован: 19.10.10
Репутация: 6

Награды: :medal10::medal06:
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.10 00:52. Заголовок: Сравнительное значен..


Сравнительное значение волевых качеств в отдельных видах спорта

http://fictionbook.ru/author/evgeniyi_pavlovich_ilin/psihologiya_sporta/read_online.html?page=10<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Солнышкина


Сообщение: 143
Зарегистрирован: 19.10.10
Репутация: 6

Награды: :medal10::medal06:
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.10 00:56. Заголовок: Психологическая подг..


Психологическая подготовка гимнасток


В настоящее время психология развивается не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, которая необходима повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности.
Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято говорить, экстремальных условиях (перегрузка информацией, сенсорная и социальная изоляция, морская глубина, аварийно-спасательные, испытательные работы, война, борьба с огнем и т.д.). К таким условиям, бесспорно, относятся и условия ответственных соревнований.
Спорт вообще и спорт высоких достижений в частности немыслим без жестокой соревновательной борьбы. Соревнования требуют от спортсмена мобилизации всех сил - и физических, и психических, причем психических, пожалуй, прежде всего.
Столь ответственная деятельность заставляет спортсмена испытывать целую гамму переживаний, не зависимо от его опыта. От полной уверенности в своих силах до панического страха и нежелания выходить на старт.
Даже высококвалифицированный спортсмен не может порой в нужный момент обуздать свои нервы, снять излишнее нервное напряжение и успокоиться. В результате может быть "психологический срыв".
Но не только тревога и отрицательные эмоциональные переживания могут помешать спортсмену в борьбе за первенство. Нередко он терпит неудачу, поддавшись радости победы.
Попробуем разобраться, что же происходит со спортсменом в момент его выхода на старт и тогда станет понятно, почему условия соревнований приравнены к экстремальным.
Современный спорт и, особенно, спорт высших достижений немыслим без максимальных по объему и интенсивности нагрузок, напряженнейшей спортивной борьбы, острого соперничества, постоянных переживаний успеха или неудач, то есть всего того, что составляет понятия "стресс" и "тревога".
Проблемы психического стресса и тревоги в спорте у нас в стране и за рубежом стали активно разрабатываться после распространения концепций биологического стресса ( У. Кеннон, Г. Селье, И.П. Павлов и др.) И С тех пор термином "стресс" стали обозначать состояние человека, возникающее в организме под действием различных психологических и эмоционально-значимых для индивидуума раздражителей.
По Стокфельту ( 1970 год), стрессовыми являются ситуации ожидания оценки человеком своей личности или деятельности.
Так же следует заметить, что стресс порождает состояние тревоги, которое и испытывает спортсмен в момент выхода на старт.
Нельзя не вспомнить и о существовании связи между эмоциональным напряжением и активацией симпатико-адреналиновой системы. Вначале Л.Модьян ( 1957 ), а затем А.А. Виру ( 1969) и С.А. Разумов ( 1970) показали, что выполнение физических упражнений, особенно в условиях соревнований, ведет к повышению экскреции желёз внутренней секреции, в частности коры надпочечников, что определяет повышенное выделение адреналина, норадреналина и катехоламина.
Доказано, что у спортсменов в активном агрессивном состоянии увеличивается экскреция норадреналина, и в пассивном тормозном состоянии - адреналина.
Еще У.Кеннон установил, что адреналин является гормоном тревоги. Он быстро сигнализирует рабочим органам о необходимости изменении их деятельности, воздействуя на биохимические процессы в клетках. Но, если содержание в крови адреналина к норадреналину повышается - наступает состояние стартовой апатии. При боевой готовности содержание адреналина в крови меньше, чем норадреналина.
Адрененргические влияния касаются всех функциональных систем - центральной нервной системы, систем дыхания кровообращения, выделения, пищеварения, сенсорных и мышечной систем. Это ли не стресс!
Специалистом В. Силиным из Московского института физической культуры были проведены исследования десяти гимнасток сборной России, в результате которых удалось определить, что частота пульса гимнастки, готовящейся к выходу на ковер может увеличиваться до 144 ударов в минуту (в зависимости от ранга соревнований). Тремор (сумма трех проб) с 10.5 в покое до 22.0 на старте. Координация (кол - во ошибок) 2.6 в покое до 4.6 перед стартом. Височное давление после полутора минут исполнения композиции поднимается с 60 до 120 мм рт. ст.
Уместно при этом отметить, что через 10 - 15 минут после соревнований все показатели у гимнасток нормализуются, но менее опытные гимнастки не могут "восстановиться". Это доказывает важность и необходимость психологической подготовки в художественной гимнастике, особенно юных спортсменок (10 - 13 лет).
Гимнастки в процессе соревнований выступают в шести видах программы. Им приходится многократно стартовать.
Техника и сложность упражнений за последнее время значительно возросли.
Единственный и окончательный критерий подготовленности гимнастки - оценка, выставляемая судьями. Обстановка на соревнованиях всегда новая, хотя и известная заранее (судьи, зрители, ковер, соперники, любимые и нелюбимые предметы). Физическая нагрузка на соревнованиях не велика, однако при оценке соревновательной деятельности необходимо учитывать не только физическую, но и психическую нагрузку, психическое напряжение, которое неизбежно возникает у участников и ведет подчас к грубым ошибкам в композиции.
Опрос спортсменов и тренеров показал, что кроме недостаточной физической и технической подготовленности может помешать чувство неуверенности, вызванное неудачной жеребьевкой, неумение сосредоточиться, невнимательность, шум в зале, крики зрителей, необъективное судейство. К неудачам могут привести психическая неустойчивость, неприспособленность к экстремальным условиям, неумение преодолеть препятствия, с которыми гимнасты могут встретиться при подготовке к соревнованиям и в процессе их.
Внезапными могут быть такие помехи, как плохое состояние, боязнь получить травму, длительное совещание судей по поводу оценок, кажущееся пристрастие судей, бурная реакция зрителей и т.п. Именно к таким моментам спортсмен должен быть психологически подготовлен.
Сейчас в практике используются способы успокоения или выведения спортсменок из апатичного состояния: специальная разминка, внушение и самовнушение, аутогенная тренировка, упражнения на успокоение дыхания и расслабление. Литература по этому вопросу достаточно велика.
В данном докладе мне хотелось бы остановиться на использовании техник НЛП в подготовке гимнасток к соревнованиям.
В младшем школьном возрасте дети легко могут овладевать технически сложными формами движений. Объясняется это тем, что в возрасте 7 - 8 лет высшая нервная система достигает высокой степени развития. К этому времени заканчивается рост и структурная дифференцировка нервных клеток.
Дети младшего школьного возраста (7 - 9 лет) могут оперировать понятиями, логически мыслить и сопоставлять факты и события. Поэтому на тренировках наряду с наглядными широко используются и словесные методы обучения. Но словесные объяснения должны вызывать у детей ассоциации с ранее прочувствованными, известными двигательными действиями, носить образный характер. А если объяснения тренера (учителя, психолога) были яркими, доступными, легко воспринимаемыми, то ребенок способен описать любое выполненное упражнение, то есть дать словесный отчет.
Эти наблюдения за возрастными особенностями высшей нервной деятельности Н.А. Фомина и В.П. Филина ( 1972) дали основание использовать техники НЛП в работе с гимнастками 11 -13 лет.
Хочется описать случай, где юная спортсменка была убеждена, что не сможет выступить успешно, так как к началу нового соревновательного сезона все её соперницы подросли, а она осталась прежнего роста.
"Я маленькая, значит мне никогда не обыграть этих длинноногих красавиц", - говорила, чуть не плача, 12-летняя Алена.
Поскольку до выхода на ковер оставалось около 30 минут, то необходимо было как можно быстрее "расшатать" это убеждение. Здесь очень хорошо сработали лингвистические техники "фокусы языка".
- А разве высокие гимнастки всегда выигрывают соревнования?
- Алина Кабаева (звезда современной художественной гимнастики) считает, что небольшой рост удобен для наилучшего выполнения упражнения и элементов.
- И сколько конкретно случаев показали тебе, что ты не в состоянии выиграть соревнования из-за своего роста?
Далее в её памяти всплыли события последних состязаний, где Алена вошла в тройку победителей, обойдя всех сегодняшних соперниц, и постепенно её состояние пришло в норму, особенно после обсуждения призов, которые предоставляли организаторы соревнований.
В предсоревновательный период, когда у тренера (психолога) достаточно времени, мы используем упражнения для тренировки кинестетической системы. Если позволяет тренировочное время, выезжаем в лес, гимнастки по очереди надевают не пропускающую свет повязку на глаза, берут небольшую палку в руки и под присмотром психолога учатся передвигаться по местности, ориентируясь на свои ощущения. Первые попытки, как правило, не совсем успешны, но с третьего - четвертого раза их чувства обостряются настолько, что уже в 40 - 50 см от предмета (кустарника или дерева) они приостанавливаются и поворачивают в другую сторону.
Когда же невозможно выехать за пределы города, все это легко воспроизводится в спортивном зале, небольшая территория которого заставляется различными предметами. И так же с закрытыми глазами, но уже без постороннего предмета в руках, спортсменки учатся или совершенствуют свои кинестетические навыки.
Следующий этап наступает, когда девочки берут в руки предметы (мяч, булавы, обруч, скакалку, ленту) и пытаются выполнять бросковые элементы, ориентируясь не на визуальную систему, а все также на кинестетическую. Все это дает возможность повысить качество исполнения элементов группы риска и снизить до минимума вероятность потери предмета в упражнении. А чистое, как говорят гимнастки, выполнение трудных элементов ведет к более эмоциональному исполнению композиции, соответственно оценка судей будет выше, и, значит, все шансы удачного выступления увеличиваются.
Очень помогают в подготовке к соревнованиям такие техники, как "наложение якорей" и "круги силы". Дискомфортный круг позволяет откалибровать, увидеть, насколько сильно состояние тревоги спортсменки перед приближающимся стартом. Иногда бывает необходимо два-три ресурсных круга, чтобы приблизиться к желаемому состоянию боевой готовности. Эту технику оптимальнее использовать за день или два до соревнований.
Очень эффективно можно использовать в начале соревновательного сезона, а еще лучше в период подготовки к нему технику "путешествие по логическим уровням". Личность человека открывается перед психологом полно и ярко. И это несравнимо с всевозможными опросниками и анкетированием спортсменов. Главное условие - это контакт, раппорт между гимнастикой и психотерапевтом (тренером).
Вспоминается эпизод, когда гимнастка не могла справиться со сложным рискованным элементом исключительно на соревнованиях, а во время тренировочного процесса исполняла его безошибочно. Стоял вопрос о замене элемента на более простой, а значит менее зрелищный и не дающий прибавки к оценке. Но в данном случае помогло использование визуального взмаха. Был найден визуальный "ключ", то есть образ, который инициирует нежелательное поведение. Затем создан диссоциированный образ себя в желательном поведении. И с помощью "взмаха" нужный образ занял место мешающего.
Вот уже на протяжении семи стартов я наблюдаю, исполнение этого элемента и ни одного срыва больше не произошло. Обсуждая этот случай с тренером другой команды, выяснилось, что им пришлось убрать подобный рискованный, можно сказать, трюковой элемент из своей программы.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что НЛП помогает психологам и тренерам готовить спортсменов к стартам, главное, чтобы эта технология была преподнесена с человечностью и уважением.
http://rsg-ryazan.clan.su/publ/psikhologicheskaja_podgotovka_gimnastok/1-1-0-11<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Солнышкина


Сообщение: 144
Зарегистрирован: 19.10.10
Репутация: 6

Награды: :medal10::medal06:
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.10 01:01. Заголовок: Психологическая подг..


Психологическая подготовка к конкретному соревнованию


Психологическая подготовка к конкретному соревнованию. Часть 1

Психологическая подготовка к конкретному соревнованию направлена на формирование у спортсмена психической готовности именно к данному конкретному соревнованию, то есть на то, чтобы перед соревнованием и в ходе его спортсмен находился в психическом состоянии, обеспечивающем эффективность и надежность саморегуляции поведения и действий. Подчеркнем еще раз, что главными составляющими этого состояния являются установка на полную реализацию всех своих возможностей для достижения цели — победы или намеченного результата и определенный уровень эмоционального возбуждения, способствующий, с одной стороны, проявлению необходимой двигательной и волевой активности, а с другой — точности и надежности управления этой активностью.

И соревновательная целевая установка и уровень эмоционального возбуждения (напряженности) зависят от того, какова у спортсмена потребность в достижении цели. Интенсивность такой потребности определяется личной и общественной значимостью результата соревнований. Кроме того, обе составляющие состояния психической готовности зависят от того, как высоко оценивает спортсмен свои шансы достичь поставленной соревновательной цели. Оценка вероятности достижения цели является следствием отражения в сознании спортсмена:
— своей разносторонней готовности к соревнованию (здесь как раз становится очевидной связь между функциональной, физической, технической, тактической подготовкой спортсмена и его предсоревновательным психическим состоянием);
— предполагаемых условий предстоящего соревнования и особенно силы своих соперников.

Именно на основании сравнения своих возможностей с возможностями соперников и с учетом прогнозируемых условий предстоящего соревнования спортсмен оценивает вероятность "достижения цели.
Поскольку для оптимального психического состояния важна высокая субъективная оценка вероятности достижения цели, постольку намеченная соревновательная цель должна быть реальной, пусть труднодостижимой, но такой, какую спортсмен на данном конкретном этапе своей подготовленности может добиться.

Исходя из сказанного, следует считать, что психологическая подготовка к конкретному соревнованию должна включать:
— определение цели участия в соревновании;
— создание установки на достижение этой цели;
— формирование уверенности в высокой вероятности такого достижения.
Для всего этого спортсмену нужно получить и переработать множество различной информации.

Психологическая подготовка к соревнованию должна начинаться с того момента, когда спортсмен узнает о возможности или необходимости своего участия в этом соревновании, а кончается последним выступлением в нем — финалом. Весь этот промежуток времени, как бы изменчив он ни был, целесообразно разделить на три периода:
первый период — от получения сообщения о предстоящем соревновании до получения сведений о расписании и жеребьевке (о составе забегов, заплывов, предварительных групп, пар, о номерах участников, о последовательности подходов, снарядов и т.д.);
второй период — от ознакомления с результатами жеребьевки до начала первого этапа соревнования (предварительного забега, заплыва, заезда, первого боя, подхода, упражнения, игры, попытки);
третий период — от начала первого этапа соревнований до окончания финала.

Эти три периода различаются, во-первых, количеством и достоверностью поступающей к спортсмену информации, а также лимитом времени, имеющимся у него для сбора и переработки этой информации; во-вторых, конкретными задачами, которые надо решать в ходе психологической подготовки; в-третьих, средствами и приемами решения этих задач.

Психологическая подготовка к конкретному соревнованию. Часть 2

Задачи первого периода:
1) предварительный сбор информации о соревновании;
2) предварительный сбор информации о соперниках;
3) постановка на основании собранной информации цели участия в соревновании и определение общих задач;
4) программирование средств решения общих задач, то есть средств достижения цели, постановка частных задач и программирование средств их решения;
5) практическая проверка избранных средств решения частных задач и корректировка программы подготовки;
6) сохранение нервно-психической свежести к началу соревнования.


Предварительный сбор информации о соревновании начинается с сопоставления сроков проведения соревнования с производственными, учебными, общественными, семейными и другими личными делами. Спортсмен должен постараться привести, так сказать, свой "жизненный календарь" в соответствие со спортивным календарем таким образом, чтобы у него не было важных или неотложных дел, отвлекающих от подготовки и выступления в соревновании.

Затем спортсмен анализирует положение о соревновании и узнает из него, как оно будет проводиться (олимпийская или круговая система, с финалами или без финалов, с квалификационными нормативами — какими? — или без них. Если данное соревнование является не только первенством (чемпионатом), но и одновременно отборочным турниром для участия в другом — более крупном, надо узнать, какие результаты (места) дают право на участие в нем).

Важно также узнать заранее как можно больше об условиях, в которых соревнование будет проходить: на каком стадионе (зале, площадке, горе, шоссе, трамплине), с каким покрытием, в какое местное время (соотнести его со временем в своем привычном часовом поясе), как там: наиболее вероятная погода в сроки проведения соревнования, характерное направление и сила ветра, как ведут себя местные болельщики и многое другое... Например, спортсменам, соревнующимся в тех видах спорта, где есть весовые категории (борьба, бокс, тяжелая атлетика), и кому приходится "сгонять" вес, важно знать какие бани в городе, где им предстоит состязаться.

Предварительный сбор информации о соперниках имеет большое значение. Как правило, высококвалифицированный, опытный спортсмен знает наиболее сильных соперников, выступающих в его виде, на его дистанции, в его весовой категории. Спортсмену надо постараться как можно раньше узнать, кто из них будет участвовать в предстоящем соревновании, в каком они состоянии, какие результаты показывают в последнее время. Если с кем-либо из сильных соперников ему не доводилось раньше встречаться, тогда придется позаботиться об источниках информации: среди других опытных спортсменов, тренеров, в прессе, в интернете, чтобы побольше узнать о физических, технических, тактических, волевых и характерологических особенностях будущих противников.

Постановка цели участия в соревновании и определение общих задач осуществляется на основе уже полученной и переработанной информации. Учитывая систему проведения соревнования, способ подсчета командных результатов, условия отбора на последующие более крупные соревнования, возможности соперников и собственные возможности (не только в данный момент, но и какими они будут к началу соревнования), спортсмен ставит перед собой цель — завоевать первое или призовое место, установить рекорд (не обязательно своего клуба или страны, континента или мира, часто очень важно — личный рекорд), показать тот или иной конкретный результат, выполнить определенный норматив, получить право участвовать в следующем туре соревнований, дать команде определенное количество очков и т.п. На уровне высшего спортивного мастерства соревновательная цель, как правило, не бывает легко достижимой. Чтобы ее добиться, приходится при подготовке к соревнованию и в ходе него преодолевать многие препятствия, прилагая значительные, а порой и максимальные волевые и физические усилия. Поэтому у спортсмена должна быть сформирована категорическая установка на приложение таких усилий. Установка эта может быть сформирована лишь в том случае, если поставленная цель обладает личной и (или) общественной значимостью, то есть если ее достижение желанно для спортсмена. Это чрезвычайно важно: желанность цели — первый признак того, что она правильно поставлена. Вторым признаком является достоверность цели, то есть реальная возможность ее достижения. Пусть потенциальная, но возможность. Поставив перед собой цель, спортсмен определяет общие задачи, которые надо решить, чтобы добиться цели — показать такой-то результат, победить таких-то соперников, выиграть такую-то встречу.

Программирование средств решения общих задач, постановка частных задач и программирование средств их решения — очень существенная часть подготовки к соревнованию. Успешность выступления во многом определяется качеством саморегуляции спортсменом своих действий в зависимости от целей и условий соревновательной деятельности. Саморегуляция как всякий процесс управления в любой системе включает в себя два компонента: предварительное программирование действий и реализацию программы в деятельности. Особое значение приобретает умение спортсмена составить программу, в которой с достаточной полнотой будут отражены условия будущей соревновательной борьбы.

В разных видах спорта программы различны. Представители любого вида спорта программируют свои собственные действия — это первая ступень программы. Ею может ограничиться программа тяжелоатлета, гимнаста, прыгуна в высоту, в длину, с шестом, прыгуна на лыжах с трамплина или прыгуна в воду, слаломиста, метателя молота или копья, толкателя ядра, фигуриста, стрелка — тех спортсменов, которые действуют в соревнованиях в одиночку, последовательно друг за другом и без непосредственного контакта. Впрочем, бывает, что и в таких видах спорта удается с пользой для себя "запрограммировать" действия соперника. Вот один их таких примеров.

На Олимпиаде 1964 года в Токио среди штангистов тяжелого веса сильнейшими были два атлета из СССР: широко известный многократный чемпион и рекордсмен мира, победитель предыдущих Олимпийских игр в Риме, слывший красавцем и интеллектуалом москвич Юрий Власов и мало кому известный, но уже вошедший в силу украинец Леонид Жаботинский. Между ними и шла борьба за золотую медаль в троеборье (в те времена первым упражнением штангистов был отмененный позже жим). В жиме Власов в третьем зачетном подходе устанавливает новый мировой и олимпийский рекорд — 197,5 кг, Жаботинский отстает ровно на 10 кг. Во втором упражнении — рывке — Власов поднимает 162,5 кг, а Жаботинский — 167,5, что становится олимпийским рекордом. Юрий Власов, привыкший к весьма приятному убеждению, что именно он самый, самый сильный и лучше всех, просит для себя четвертый подход в рывке для установления мирового рекорда, несмотря на то, что результат четвертого подхода в сумму троеборья не засчитывается и, следовательно, на распределение олимпийских медалей не влияет. Понапрасну растрачивая энергию, Власов устанавливает рекорд в рывке. Перед третьим последним упражнением — толчком — у него в сумме 360 кг, а у Жаботинского — 355. Толкнув в первом подходе по 200 кг, оба они обеспечили себе как минимум серебреную медаль и заказали для второго подхода — 205. Сначала к штанге подошел Власов и четко ее поднял, а Жаботинский едва дотянул до колен, бросил, потом безнадежно махнул рукой и, ссутулившись, ушел с помоста. В третьем подходе Власов, теперь уверенный, что соперник "сломался", попросил установить вес "всего" 210 кг, а не 215, что, хоть и было связано с риском, но вполне ему по силам, поднял этот вес и тем самым оказался впереди на 15 кг. Поскольку сам Жаботинский весил больше Власова, даже при одинаковой сумме троеборья чемпионом становился Юрий. Чтобы победить, Леониду Жаботинскому надо было поднять 217,5 кг, что еще никому в мире не удавалось сделать. Он вышел на помост, совсем уже не такой, каким уходил с него после второго подхода: решительный и уверенный, — и он поднял рекордный вес! Это была великолепная победа, слагаемыми которой стали не только пик технической, физической и психической готовности нового олимпийского чемпиона (такой вес ему больше никогда не удавалось одолеть, даже на следующей Олимпиаде он, победив с той же суммой троеборья — 572,5 кг, поднял в толчке только 202,5), но и реализация хитро запрограммированного воздействия на соперника, чьи личностные особенности Жаботинский хорошо знал.

Приведенный пример — экстраординарный случай. Штангистам, как и другим спортсменам, действующим в соревнованиях поодиночке, не всегда можно, да и не обязательно программировать действия соперников. Они могут ограничиться программированием лишь собственных действий — первой ступенью программы.

Бегун, велосипедист, гребец, а особенно боксер, борец, фехтовальщик включают в свою программу еще одну ступень: они программируют кроме собственных действий еще и действия соперников. Так, бегун делает ускорение ("спуртует") на середине дистанции, чтобы заставить конкурента изменить удобный для него график бега; боксер умышленно открывается, чтобы вызвать противника на атаку и достать его встречным ударом; борец принимает такую стойку, которая вынуждает его соперника стремиться к определенному захвату и т.п.

Футболист, хоккеист, волейболист, баскетболист включают в свою программу кроме двух названных еще и третью ступень: они программируют действия своих партнеров по команде и, конечно, действия команды, с которой предстоит играть.

В создание программы всех трех ступеней входит моделирование с применением словесно-образных и натурных моделей, пользоваться которыми, как уже говорилось, спортсмен должен научиться в процессе общей психологической подготовки к соревнованиям. Теперь, при психологической подготовке к конкретному соревнованию, на этих моделях "проигрываются" те действия, которые прогнозируются спортсменом в качестве средств достижения соревновательной цели. Но для составления программы необходима более обширная информация, чем для постановки цели. Сейчас спортсмен нуждается в дополнительных сведениях. Каков распорядок соревнований? Как они будут организованы? Будет ли на них его личный тренер? Кто будет руководителем и представителем команды? Кто из товарищей будет в них участвовать? Кто — из соперников? Осмыслив эту информацию, спортсмен приступает к словесно-образному моделированию. Это сложный и ответственный момент. Спортсмен с максимально возможной полнотой и отчетливостью представляет себя в условиях предстоящего соревнования. При этом он должен "видеть" их не застывшими, а меняющимися, "ощущать" состояние своего организма, "чувствовать" свое эмоциональное состояние, "воспринимать" реакции зрителей, судей, тренеров, товарищей по команде, "бороться" с противниками. И все это не один раз и не одинаково!

Словесно-образное моделирование всегда сопровождается как можно большим числом вопросов: "А если произойдет то-то?" — и ответов: "Тогда придется сделать то-то". При этом спортсмену нужно найти правильный, наилучший ответ. Его не должно смущать то обстоятельство, что в данный момент (в первом периоде подготовки к соревнованию) он может быть еще не готов к практическому выполнению того действия, которое представляется ему самым лучшим в моделируемой ситуации. У него еще есть время подготовить себя к выполнению этого действия. Надо только поставить соответствующую частную задачу, правильно оценив уже имеющиеся свои и потенциальные возможности. Вот здесь-то и проявится влияние психологической подготовки к соревнованию на физическую, техническую и тактическую подготовку к нему или, точнее, неразрывная связь всех видов предсоревновательной подготовки.

Практическая проверка избранных средств решения частных задач и корректировка программы подготовки осуществляются на натурных моделях. Действия, включенные в программу на основании использования словесно-образных моделей, спортсмен пытается теперь выполнить реально и в условиях, приближенных к соревновательным.

Легкоатлет проводит прикидку на стадионе в то же время суток, на какое запланирован старт.

Теннисист тренируется на корте с тем же покрытием, которое будет на соревновательном корте.

Боксер, зная что в числе его основных соперников на предстоящих соревнованиях один — левша, а другой — физически очень сильный, проводит спарринги с партнерами, боксирующими в правосторонней стойке и с более тяжелыми, обладающими сильным ударом.

Тяжелоатлет, имеющий опыт того, что в соревнованиях меняются ставшие привычными в ходе тренировочных занятий временные соотношения работы и отдыха, начинает за три-четыре недели до соревнования специально затягивать или резко сокращать интервалы между подходами к штанге, между концом разминки и первым подходом к большому весу, при переходе от одного упражнения двоеборья к другому.

Иногда натурные модели целесообразно сочетать со словесно-образными.
Гимнастка, стремясь проверить свою способность выступать в условиях значительного эмоционального напряжения, тренируясь, воображает, что выполняет комбинацию на соревнованиях и должна при этом получить оценку не менее 9,6 балла, чтобы не проиграть сопернице.

Боксер в ходе тренировочного боя представляет себе, что получил сильный удар или даже побывал в нокдауне, и продолжает спарринг таким образом, как если бы это произошло на самом деле. также он моделирует предупреждение, "полученное" им самим или его противником.

Эти примеры взяты из моих реальных наблюдений за предсоревновательной подготовкой спортсменов высокого класса. Такого рода моделирование оказалось для них очень полезным, ибо позволяло практически проверить не только программируемые средства решения соревновательных задач, но и степень своей готовности использовать эти средства. Однако подобное моделирование возможно лишь в том случае, если спорте мен обладает достаточными специальными знаниями, определенным количеством информации о предстоящем соревновании и умеет ее переработать. Важно и то, что результаты деятельности с применением натурных моделей обогащают спортсмена новой информацией, которую он может использовать для совершенствования программы своих соревновательных: действий.

Сохранение нервно-психической свежести к началу соревнования. Основными причинами нерациональных затрат нервно-психической энергии перед соревнованием бывают переживания, связанные с мыслями о возможном благоприятном или неблагоприятном его итоге, о тех последствиях, которые он может иметь для спортсмена. Чтобы сохранить нервно-психическую энергию, полезно переключать внимание на дела и занятия, не связанные с предстоящим соревнованием. Но по мере приближения момента старта делать это становится все более трудно: спортсмен уже не может думать о чем бы то ни было, не имеющем отношения к соревнованию. Поэтому важно знать, что не всякие мысли о соревновании вызывают нежелательные переживания. Если спортсмен сумеет направить свое внимание, свою умственную активность на продумывание конкретных способов решения соревновательных задач, то тем самым он отвлечется от мыслей о соревновании вообще, о возможной неудаче или большом успехе, то есть от того, что вызывает эмоциональное напряжение и потерю нервно-психической энергии.

Кроме того, спортсмен должен отобрать из числа средств саморегуляции своего эмоционального состояния, которыми он овладел в процессе общей психологической подготовки, те, что представляются ему наиболее удобными и действенными в условиях предстоящего конкретного соревнования, потому что психологическая подготовка к соревнованию хотя в значительной степени снижает вероятность психических срывов, но не гарантирует их отсутствия. Неполное соответствие использованных моделей реальным условиям соревнования, недостаточная точность программы действий, неожиданные препятствия, возникающие до старта или в ходе соревновательной борьбы, вдруг случившийся большой успех и т.п. могут в сколь угодно короткий промежуток времени при подготовке к соревнованию или прямо перед стартом, или уже в самом соревновании изменить психическое состояние спортсмена. Именно поэтому спортсмену надо иметь наготове заранее изученные и проверенные на практике приемы саморегуляции.
Психологическая подготовка к конкретному соревнованию. Часть 3

Задачи второго периода психологической подготовки к соревнованию:
1) выработка программы поведения и действий в соревновании;
2) составление программы первого выступления;
3) сохранение нервно-психической свежести к началу первого выступления.

Выработка программы поведения и действий в соревновании становится теперь возможной потому, что спортсмен располагает новой, более полной и точной информацией, чем раньше. Он уже точно знает, кто именно будет выступать в его спортивной дисциплине, знает состав участников предварительных забегов (заездов, заплывов), последовательность выполнения упражнений, своих непосредственных соперников в первых кругах соревнования.
Переработав эту информацию, спортсмен составляет программу, которая предусматривает не только соревновательные действия, но и подготовку к ним, режим питания и отдыха, а также сбор в ходе соревнования необходимой дополнительной информации.

Составление программы первого выступления — это, по сути дела, не что иное, как тактический план действий в первом забеге, в квалификационных состязаниях, в первом упражнении, в первой игре, в первом поединке. Первое выступление в любом соревновании отличается от последующих, так как перед ним и часто в ходе него спортсмен испытывает более сильное эмоциональное напряжение — ведь именно от этого выступления во многом зависит, будет ли он выступать на следующих этапах соревнования, и если будет, то как. Кроме того, перед первым выступлением неопределенность ситуации больше, чем перед последующими, поскольку спортсмен еще не знает, как готовы сейчас его соперники, а порой и как готов он сам.

Сохранение нервно-психической свежести к началу первого выступления — важнейшая задача второго периода психологической подготовки к соревнованию. Если раньше причинами неблагоприятных эмоциональных состояний, вызывающих затраты нервно-психической энергии, были в основном представления и мысли о соревновании, то теперь спортсмен реально, на самом деле видит стадион (зал, бассейн, корт, площадку...), соперников, судей, зрителей, всеми органами чувств живо воспринимает атмосферу соревнования, контактирует, хочет он того или не хочет, с другими участниками начинающегося спортивного действа.

Этот период психологической подготовки к соревнованию отличается большим количеством и высокой достоверностью поступающей к спортсмену информации, ограниченным, но вполне достаточным временем для ее переработки, необходимостью принимать решения и готовиться к старту на фоне значительного эмоционального напряжения, справиться с которым позволяет использование приемов и средств саморегуляции, ранее освоенных и "припасенных" для этого момента.
Психологическая подготовка к конкретному соревнованию. Часть 4

Задачи третьего периода:
1) накопление и переработка информации, поступающей в ходе соревнования;
2) уточнение, а в случае надобности и изменение программы действий в соревновании;
3) обеспечение отдыха между соревновательными стартами.


Накопление и переработка информации, поступающей в ходе соревнования.
Наблюдая соревновательные действия других участников, знакомясь с их результатами на разных этапах состязаний, спортсмен уточняет свои предположения о готовности соперников, их технической оснащенности, тактическом мастерстве, об их физических и волевых качествах. Приглядываясь к соперникам вне беговой дорожки (сектора, зала, помоста, ринга, ковра и т.д.), спортсмен может по особенностям повеления, по реакциям на окружающее судить об их настроении, самочувствии, о том, как они оценивают свои шансы на успех, на победу в соревновании. Оценивая свои соревновательные действия, свое самочувствие при их выполнении, спортсмен может сделать достаточно точное заключение о собственной готовности. Это, а также анализ по ходу соревнования турнирной таблицы, очков, баллов, уже набранных соперниками, и тех, которые они еще, вероятнее всего, получат, дает спортсмену новую информацию, необходимую для корректировки и конкретизации собственной программы действий на последующих этапах соревновательной борьбы.

Уточнение и изменение программы действий в соревновании связано с результатами оценки и осмысления непрерывно поступающей информации.
Например, если фигурист-одиночник, опередивший после короткой программы всех участников соревнований, кроме одного, должен в произвольной программе кататься за ним, а этот основной соперник допускает срыв — падает после исполнения трудного элемента и получает сравнительно низкую оценку, то наш фигурист принимает решение не рисковать и заменяет запрограммированный четырехоборотный прыжок прыжком в три оборота. Если же соперник здорово откатался и получил соответствующую высокую оценку, фигурист не только сохраняет в программе прыжок в четыре оборота, но даже усложняет, несмотря на риск, каскад из двух очень трудных и еще им не в полной мере отшлифованных прыжков, понимая, что только их выполнение позволит получить оценку, достаточную, чтобы опередить соперника.

Например, борец, добившийся в первой половине схватки с сильным противником преимущества в 5 баллов, принимает решение больше не рисковать, а "работать вторым номером", то есть дать сопернику возможность атаковать, а самому защищаться, и, если представится такая возможность, провести контрприем, получает от необъективных судей (какие, увы, встречаются на соревнованиях любого масштаба) сначала одно, а сразу за ним и второе предупреждение за "пассивную борьбу", он резко меняет свою программу действий. Он снова рискует, снова идет в атаку.

Важно иметь в виду, что существует противоречие между жестко запрограммированной целью соревновательной деятельности и зависящими от ситуации средствами ее достижения, между запрограммированными действиями и вариантами двигательных ответов на различные изменения соревновательной обстановки.

Например, прыгун с шестом, поставивший перед собой цель взять высоту 5 м 70 см, преодолевает в первых соревновательных прыжках 5.20, 5.40 и 5.50, используя относительно "мягкий" для себя шест, почувствовал, что сегодня именно этот шест ему подходит. Заранее он программировал брать высоту 5.60 и выше с более "жестким" шестом (тот лучше "кидает"). Но сейчас этот шест "не ложится в руку". Прыгун все-таки заставляет себя взять его и вполне может быть так, что именно поэтому не добивается успеха.

Дело в том, что, сохраняя установку на достижение цели, спортсмен стремится мобилизовать все свои силы, чтобы, несмотря на всевозможные помехи, использовать запланированные средства ее достижения, то есть стремится оставить программу неизменной. В то же время поиск оптимальных решений побуждает его в связи с меняющимися условиями и возникающими препятствиями корректировать программу и даже решительно ее менять. Такое противоречие может привести спортсмена к конфликтному состоянию, при котором человек не знает, как ему поступить, колеблется в момент, когда нужно быстро принять решение и сразу приступить к его практическому осуществлению.

Например, конькобежец, имеющий цель получить золотую медаль в беге на 5000 метров, стартующий в последнем набеге с сильным соперником, составил вместе с тренером график прохождения дистанции так, чтобы показать наилучшее, на какое он способен, время. Первые четыре круга он бежал строго по графику, но тут его соперник "ускорился" и стал уходить вперед. Что делать? Держаться за ним, опережая график бега, или, соблюдая график, дать ему уйти вперед?

Выйти из конфликтного состояния можно, экстренно создав словесно-образную модель соревновательной ситуации и сравни!! ее с той моделью, что была сделана на предыдущих этапах психологической подготовки при программировании соревновательной деятельности. Достаточно полное совпадение этих моделей может быть для спортсмена сигналом, побуждающим его придерживаться ранее принятой программы. Существенная разница между ними, заставляет менять программу "па ходу".

Обеспечение отдыха между соревновательными стартами — весьма трудная задача третьего периода психологической подготовки. В одних видах спорта соревнования длятся несколько дней, в других — спортсмену приходится два три раза в день или больше принимать старт. По мере Приближения к финалу интервалы отдыха между попытками, подходами, Поединками могут сокращаться, а интенсивность физических и волевых затрат возрастать. Все это может привести к тому, что на самом ответственном этапе соревнований у спортсмена не будет достаточной физической и нервно-психической энергии. Чтобы этого не произошло, надо к Специально организовать отдых между соревновательными действиями.

Такому отдыху способствуют: отвлечение от мыслей о соревновании, переключения на занятия, не связанные с соревнованием, использование успокаивающей и мобилизующей частей аутогенной (или ее вариантов: Психорегулирующей, психомышечной, ментальной) тренировки. Все эти Мероприятия следует постараться проводить в некоторой изоляции. Во всяком случае нужно стремиться отдыхать вне помещения или стадиона, где проходят соревнования. Это уменьшит число раздражителей, вызывающих эмоциональное напряжение и расход нервно-психической энергии. Важно также не сосредоточивать внимание на срывах и ошибках, допущенных во время выступления, и на вызванных ими частных неудачах. Тщательный их анализ лучше провести после окончания соревнований.

Таковы основные задачи и средства психологической подготовки спортсмена к соревнованию. В разные периоды она тесно связана то с технической, то с тактической подготовкой, но обязательно включает и специальные средства, основанные на механизмах саморегуляции человеком своей целенаправленной активности и своего состояния.

Юрий Яковлевич КИСЕЛЕВ
http://www.shooting-ua.com/books/book_134.2.htm<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 42
Зарегистрирован: 25.11.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 3

Награды: За  фото  и видео "  Огни  Москвы"!
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.11 23:56. Заголовок: julietta Спасибо бол..


julietta Спасибо большое за замечательную подборку инфы.
Скажите как вы считаете ребенку 12 лет стоит дать почитать самому. когда я ей говорю про те прописанные истины, не всегда воспринимается как хотелось бы .

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Солнышкина


Сообщение: 285
Зарегистрирован: 19.10.10
Репутация: 24

Награды: :medal10::medal06:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.11 19:09. Заголовок: Матрена пишет: как ..


Матрена пишет:

 цитата:
как вы считаете ребенку 12 лет стоит дать почитать самому. когда я ей говорю про те прописанные истины, не всегда воспринимается как хотелось бы .

Вы смотрите по ребёнку... Если бы мне в 12 лет это дали почитать, мне бы стало скучно и я бы не восприняла информацию, если честно...Но хуже не будет, это точно.


<\/u><\/a> Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.12 20:00. Заголовок: Если бы мне в 12 лет..



 цитата:
Если бы мне в 12 лет это дали почитать, мне бы стало скучно и я бы не восприняла информацию, если честно...


мне не скучно вовсе! правда, мне не 12, а 14 :) но в любом случае, хоть что-то усвоится и останется в голове)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 29.10.19
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.19 16:32. Заголовок: Если ваш ребенок зан..


Если ваш ребенок занимается спортом и страдает эпилепсией, и вы хотите узнать как с этим жить, то добро пожаловать в закрытую группу в фейсбуке https://www.facebook.com/groups/epilepsiya/
Это уникальное сообщество пациентов, их близких, всех, кого волнует тема эпилепсии, а также ведущих докторов и координаторов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 29.10.19
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.19 16:36. Заголовок: Спорт и заболевания


Если ваш ребенок занимается спортом и страдает эпилепсией, то добро пожаловать в группу в фейсбуке https://www.facebook.com/groups/epilepsiya/
Это уникальное сообщество пациентов, их близких, всех, кого волнует тема эпилепсии, а также ведущих докторов и координаторов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 38 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет