Вот не думала, что скандальная история мождет нести в себе позитив! Воронежец требует с банка 24 миллиона рублей компенсации за нарушение пунктов кредитного договора, заключенного на его условиях Воронежец внес свои поправки в договор с банком, написав их мелким шрифтом.
Благодаря этому он не только не выплатит никаких процентов за кредит, но и собирается отсудить у финансовой махины 24 миллиона рублей!
Он уже добился в суде права не платить проценты и штрафы, которые с него пытались взыскать.
Коминтерновский райсуд Воронежа приступил к рассмотрению беспрецедентного иска клиента к банку.
42-летний житель областного центра Дмитрий Алексеев (фамилия изменена) требует от банка «Тинькофф Кредитные системы» исполнить обязательства – компенсировать нарушения кредитного договора, условия которого предложил сам Алекссев.
Воронежец направил в юридическую службу банка для урегулирования спора в досудебном порядке претензию, в которой указал сумму в 24 миллиона рублей.
Она основывается на том, что банк нарушил условия кредитного договора.
Подписав договор, банк согласился взять на себя обязательства.
Их же Алексеев, в том месте, где в документе для клиентов банка было написано мелким, едва читаемым шрифтом, изменил.
Банкиры подписали документ, судя по всему, автоматически, не разбирая текст , не зная, что клиент предложил свои условия.
Так Алексеев указал, что процентная ставка за пользование кредитом и комиссия за выдачу наличных средств составляют 0 %.
А также прописал, что «клиент вправе не оплачивать все комиссии и платы, предусмотренные тарифами».
Сейчас у воронежца есть неплохие шансы выиграть иск к банку.
Хотя бы потому, что ранее суд признал законным договор, который заключили стороны.
Согласно этому решению, договор, составленный Алексеевым, признан законным.
Впрочем, обо всем по порядку.
Банкиры в собственной ловушке Эта история началась в 2008 году, когда воронежец получил в письме по почте предложение от ЗАО «Тинькофф Кредитные системы» воспользоваться кредитной картой.
Для ее оформления всего лишь нужно было заполнить заявление-анкету, а потом отправить по почте по адресу, который был указан на конверте.
К слову, вряд ли среди жителей России найдется хотя бы один человек, который не получал бы предложения из банков об оформлении займа или кредитной карты.
Как правило, все самое важное в документах на их получение написано очень мелким шрифтом.
Таким, что его едва возможно разобрать.
В свое время многие россияне сильно обожглись из-за своей невнимательности – они подписывали документ, не читая мелкие буквы.
Между тем, там содержится информация о процентных ставках, комиссиях, штрафах.
В итоге, людям приходилось выплачивать громадные проценты, зная о которых заранее, они никогда не стали бы брать у банка деньги.
Дмитрий Алексеев оказался юридически подкованным клиентом: в прошлом он служил в правоохранительных органах.
Воронежец решил предложить банку новые условия договора, которые разместил на своей странице в Интернете.
Воронежец отсканировал заявление-анкету от ЗАО «Тинькофф Кредитные системы» и изменил в части с мелким шрифтом условия договора, предложенные банком.
Он указал, что процентная ставка за пользование кредитом и комиссия за выдачу наличных средств составляют 0 %.
А также прописал, что «клиент вправе не оплачивать все комиссии и платы, предусмотренные тарифами». Кроме того, там же Алексеев вместо адреса банка www.tcsbank.ru сослался на свой сайт – www.tcsbank.at.ua, подтвердив, что «с действующими Общими Условиями и Тарифами, размещенными в сети Интернет, ознакомлен».
Проще говоря, Алексеев прописал для себя безлимитный и беспроцентный кредит.
Отдельно в договоре на сайте предусматривались случаи, если банк нарушит условия документа.
- Банк не имеет право вносить изменения и дополнения в настоящие Общие Условия в одностороннем порядке.
В случае изменения, дополнения, замены Общих условий в одностороннем порядке Банком, Банк выплачивает компенсацию Клиенту в размере 3 000 000 (три миллиона) рублей, за каждое очередное изменение, дополнение, замену Общих условий, - указал клиент.
При расторжении договора в одностороннем порядке клиент прописал компенсацию от банка в размере 6 миллионов рублей.
Вскоре Дмитрий Алексеев получил от банка «Тинькофф Кредитные системы» утвержденную копию анкеты-заявления и свою кредитную карту. Это означало, что банк согласен на условия, указанные клиентом.
Клиент тоже имеет право После получения кредитной карты воронежец стал активно ее использовать.
Два года у «Тинькофф Кредитные системы» вопросов к Алексееву не возникало.
Банк расторг с ним договор и выставил заключительный счет в апреле 2010 года.
По мнению организации, клиент начал допускать просрочку по оплате минимального платежа.
В 2012 году ЗАО «Тинькофф Кредитные системы» обратилось в суд, чтобы взыскать с Алексеева с учетом просрочек, комиссий и штрафов более 45 тысяч рублей.
Клиент предоставил в мировой суд Коминтерновского района договор, подписанный банком, и озвучил условия с сайта.
При этом он согласился погасить основной долг – 19 тысяч рублей.
Суд установил, что договор, подписанный в 2008 году, законный, что клиент имел полное право, как одна из сторон, предлагать свои условия.
Легитимный документ отсылает к странице www.tcsbank.at.ua., где размещены условия и тарифы по выдаче кредитной карты
- Банк принял условия договора, поскольку выслал истцу для активации карту.
Алексеев не брал на себя обязательств по уплате процентов за пользование кредитной картой.
В связи с этим требования истца о взыскании с ответчика просроченных процентов, штрафных процентов, комиссии за обслуживание, а также по основному долгу не обоснованы и удовлетворению не подлежат, - резюмировал суд.
По решению суда от 6 сентября 2012 года, в пользу банка с Алексеева была взыскана только сумма основного долга – 19 тысяч рублей.
В декабре после апелляции оно вступило в законную силу.
По какому такому договору? На днях Коминтерновский райсуд Воронежа приступил к рассмотрению беспрецедентного иска Дмитрия Алексеева к «Тинькофф Кредитные системы».
Воронежец требует, чтобы банк исполнил свои обязательства: выплатил за изменения условий и тарифов в одностороннем порядке по 3 миллиона за каждое.
По мнению клиента, банк нарушил 8 таких пунктов.
Алексеев направлял в юридическую службу банка для урегулирования спора в досудебном порядке претензию, в которой указал сумму в 24 миллиона рублей.
Как считает Алексеев, выступив с иском к нему о взыскании процентов и штрафов, банк нарушил свои обязательства.
И это подтверждается материалами и решением мирового суда.
- Мы просим суд обязать «Тинькофф Кредитные системы» исполнить принятое на себя обязательство, взыскав с него компенсации за нарушения общих условий и тарифов.
Поскольку ответственность всегда составляет определенный вид имущественных или личных отношений, она должна выражаться в каком-то дополнительном бремени, вызывая для нарушителя отрицательные последствия, - заявил на предварительном судебном заседании представитель истца из юридического агентства «Консультант» Дмитрий Михалевич.
Юрист «Тинькофф Кредитные системы» на предварительное слушание в суд не явился, попросив рассмотреть дело без его участия.
В присланном заявлении представитель банка Александр Стремоусов пояснил, что считает требования Алексеева незаконными.
И попросил суд применить к ним срок исковой давности и отказать в удовлетворении иска.
– Банк в соответствии с условиями договора расторг его в одностороннем порядке, выставив 19 апреля 2010 года истцу заключительный счет.
Он получил счет с уведомлением о расторжении 6 мая 2010 года, – отмечает в заявлении Александр Стремоусов.
– Согласно Гражданскому Кодексу, срок исковой давности устанавливается в три года.
Его истечение является основанием для решения об отказе в удовлетворении иска.
Срок исковой давности истек 6 мая 2013 года.
Однако Дмитрий Михалевич привел суду доводы истца.
– Уважаемый суд, юристы «Тинькофф Кредитные системы» ссылаются в документе на условия типового договора банка.
Однако его представители подписали другой договор – его условия размещены на сайте с адресом www. tcsbank.at.ua.
Он признан мировым судом законным.
Согласно основным положениям документа, при расторжении его в одностороннем порядке банк обязался выплатить клиенту компенсацию в размере 6 миллионов рублей.
Но этого сделано не было, поэтому договор нельзя считать расторгнутым, – отметил в своей речи Дмитрий Михалевич.
Заслушав стороны, суд решил затребовать материалы мирового суда, на основании которых вынесено решение от 6 сентября 2012 года.
Следующее слушание гражданского дела назначено на сентябрь, о чем юристы банка будут извещены.
Комментарий начальника юридического отдела известного воронежского банка Алексея Литвинова:
- Изучение участниками процесса судебной практики, а именно Постановления 9 АС города Москвы от 28 декабря 2012 года и Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 года, даст возможность сторонам еще раз взглянуть на ситуацию и оценить свои силы.
В Постановлении Конституционного суда РФ указано, что гражданин является экономически слабой стороной в правоотношениях с банками и нуждается в особой защите своих прав.
Соглашение о расторжении договора возможно только при волеизъявлении обеих сторон кредитного договора.
Его принудительное расторжение с соответствующими последствиями - взысканием задолженности по кредиту, процентов и пени – возможно только по основаниям, предусмотренным в законе, только в судебном порядке, с соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Следовательно, только законом, а не договором определяется возможность банка в одностороннем порядке расторгнуть кредитный договор, если заемщиком является гражданин-потребитель.
Поскольку в договор включены условия о возможности банка в одностороннем порядке расторгнуть договоры по основаниям, не предусмотренным законом, то данные действия банка противоречат положениям Закона о защите прав потребителя.
На наш взгляд, суду предстоит непростая задача: найти точку отсчета сроку исковой давности.
Здесь можно следить за движением производства по делу
http://kominternovky.vrn.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=29252862&delo_id=1540005